Бальзамирование: омовение и облачение умершего.

Православная Церковь с почтением смотрит на христианина и тогда, когда он умер. Теперь тело христианина - "добыча смерти", "жертва тления", но всё равно это тело - член Тела Христова. В нём - в некогда величественном храме Божием, жил и действовал животворящий Святой Дух(1 Коринфянам 6:15-19).
Тело христианина освящено приобщением Божественного Тела и Крови Христа Спасителя. Можно ли презирать Духа Святого, храмом которого был умерший?
Мы знаем что потом это мертвое тело христианина снова оживёт и облечется нетлением и бессмертием (1 Коринфянам 15:53). Поэтому Православная Церковь не оставляет своих детей без материнского попечения и тогда, когда они перешли из этого мира в далекую и неведомую страну вечности.
Трогательные обряды, совершаемые Христианской Церковью над гробом христианина, имеют глубокий смысл. Они основаны на внушениях веры и ведут своё начало от Богопросвященных апостолов и первых христиан.

Одним из таких обрядов является бальзамирование. Оно включает в себя омытие тела умершего и его одевание. Раньше бальзамирование включало в себя и нанесение на тело специальных бальзамов(откуда и получило своё название).
Как происходит бальзамирование:
Тело усопшего сразу после смерти омывают. Омыты должны быть все части тела. Омовение происходит в знак духовной чистоты и непорочности жизни умершего, а также чтобы он в чистоте предстал пред лице Божие по Воскресении.
Омывать тело нужно теплою водой, но не горячей, чтобы не распарить его. Когда омывают тело читают Трисвятое ("Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас") или "Господи, помилуй". В доме зажигается лампада или свеча, которые горят до тех пор, пока в доме находится покойник.
При омовении нужно пользоваться мылом, мягкой тряпочкой или губкой.
При этом вопреки разным суевериям, никаких ограничений на количество, возраст и другие качества людей, омывающих тело, нет. Омовение могут делать как любые родственники усопшего, так и совершенно посторонние люди(например, в морге).

После омовения тело христианина одевают в новые светлые чистые одежды. Новые одежды указывают на новое одеяние нашего нетления и бессмертия (1 Коринфянам 15:53). Одежды подбирают в соответствии званию и служению человека. Этим символизируется что по Воскресении человек должен дать отчет Богу как он исполнил свой долг в том, к чему был призван.
Если вдруг на человеке в момент смерти не было креста, то обязательно надевают крест.
Руки и ноги усопшего связывают(развязывают их перед выносом тела из дома). Руки при этом складывают так, чтобы правая была сверху. В левую руку усопшего вкладывают икону(или крест), для мужчин - образ Спасителя, для женщин - образ Божией Матери. Также можно поступить так: в левую руку - крест, а на грудь усопшего - Святой образ. Это делается в знак того, что усопший веровал во Христа и предал ему душу, что он в жизни имел всегда Господа пред собою, а теперь переходит к лицезрению Его со святыми.
Когда наступит время полагать усопшего в гроб, тогда кропят святой водою тело умершего и гроб изнутри и снаружи. После этого тело переносят в гроб.
Под плечи и голову усопшего кладут подушку, которую обычно делают из ваты. Тело покрывают простыней.
На лоб умершего кладут венчик. Его обычно дают в церкви, когда усопшего привозят для отпевания. Некоторые люди покупают его для себя заранее.
Умерший христианин украшается венцом как воин, с честью оставивший поле подвига и одержавший победу. На венчике находится изображение Господа Иисуса Христа, Пречистой Богоматери и Иоанна Предтечи с надписью "Трисвятое". Этим показывается, что окончивший своё земное течение надеется за свои подвиги получить венец (2 Тим.4,7-8) только по милосердию Триединого Бога и ходатайству Божией Матери и Предтечи Господня Иоанна.
Гроб обыкновенно ставят посреди комнаты перед домашними иконами (в переднем углу), обращая лицо умершего к выходу. Вокруг гроба зажигают свечи (или хотя бы одну свечу) в знак того, что умерший перешёл в область света - в загробную жизнь.
Над умершим всю ночь читают Псалтырь.